ТУРИЗМ И ЭКСКУРСИИ / КНИГИ / ЖУРНАЛЫ, ГАЗЕТЫ, БЛОГИ / ЖИВОПИСЬ-ГРАФИКА / ПОЭЗИЯ / КИНО-ВИДЕО / КОНТАКТЫ

- Главная

 

- Летопись

 

- Имена

 

- Исторические объекты

 

- Музеи

 

- Культовые объекты

 

- Мемориальные объекты

 

- Промыслы

 

- Гостиницы, дома отдыха

 

- Спорт и досуг

 

- Кафе и рестораны

 

- Ивент-площадки

 

- Фермерские продукты

 

- Разное

 

- Бизнес-площадка

 

- Фотоматериалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с. Покровское)

 

Церковь Во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова выстроена в селе Покровское в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Именно в это время Петр I собирал силы Российской империи на строительство Санкт-Петербурга и по стране было запрещено каменное строительство. Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе.

В архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда.

В архитектурном отношении Покровская церковь, представляла характерный образец петровского времени, т.н. "восьмерик на четверике".

Освящение церкви состоялось в 1728 г. Стены были покрыты штукатуркой намного позднее, поэтому, первоначально это было строение, где цвет красного кирпича контрастировал с белокаменными архитектурными деталями.

В 1781 г. пристроен северный Никольский придел.

В Центральном Государственном архиве сохранилось следующее описание Покровского храма, относящее к 1849 г.: "...Построена в 1726 году тщанием господина Стрешнева. Здание каменное с таковою же колокольней крепко. Престолов в ней два: в настоящем холодном во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в приделе теплом во имя Святителя Чудотворца Николая. Утвари достаточно. Причта в ней положено по штату: священник один, дьякон, дьячок и понамарь. Земли всей при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 33 десятины, на которую землю особенного плана не имеется, оною землею владеют крестьяне, с коими сделано условие, которое хранится в консистории. Дома у священнослужителей собственные деревянные на церковной земле. На содержание священно-церковнослужителей получают от крестьян в год за землю шестьсот рублей ассигнациями, а за луга шесть пудов [4] сена, содержание их посредственное. Зданий никаких при сей церкви не имеется. Расстояние сей церкви от консистории в 50-ти верстах. Ближайшие к церкви: церковь Федоровской Божией матери, что в селе Ворсине в 2-х верстах, Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольском в 5-х верстах Приписных к оной церкви не имеется. Домовой церкви также не имеется. Опись церковному имуществу есть, учинена в 1846 г. Скреплена в консистории Знаменским Архимандритом ИОАННИКИЕМ, утверждена печатью Консистории. Приходно-расходные книги о суммах свечной церковных зашнурованы и печатью Консистории в 1841 г. сданы, ведутся в исправности и хранятся в целости. Копии метрических книг с 1813 года хранятся в целости. Исповедальные росписи с 1813 года хранятся в целости. В обычной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1846 г, скрепленной присутствующим Консистории Богоявленским Архимандритом МИТРОФАНОМ, в ней исписанных 62, а неисписанных осталось 93 листа".

Далее храм подвергался многократным переделкам, в частности в 1862-1865 гг. перестроен на средства владельца усадьбы генерал-майора Павла Матвеевича Голенищева-Кутузова-Толстого с устроением второго южного Петропавловского придела в память о ликвидации крепостного права в России. Тогда же была построена колокольня. Таким образом, происходит окончательное оформление архитектурного ансамбля.

В самой церкви устраиваются хоры, что вызвало переделку сводов Никольского придела и устройство балконов на южном и северном фасадах. Балконы вели на хоры в трапезной части храма.

После 1894 г. стена между главным приделом и трапезной была растесана, и вместо трех сводчатых проходов образовался один большой широкий проем. Дверные и оконные проемы южного фасада расширены. По описям конца XIX в. известно, что в храме было три иконостаса, один из которых был из искусственного мрамора.

Наибольший интерес представляет древняя часть, непосредственно относящаяся к началу XVIII в. Здесь мы видим характерный черты, присущие петровскому времени. При сохранении общей композиции, сложившейся в русской архитектуре конца XVII в., происходит дальнейшая детальная разработка архитектурно-декоративных форм, что указывает на зависимость от западноевропейского влияния.

Закрыли церковь в конце 1930-х гг., отдав помещение под мастерские. В 1950-1960 гг. были разобраны верхние ярусы колокольни и апсида главного алтаря, снесена ограда.

Открыта в 1994 г., отреставрирована.

Официальный документ, составленный при оформлении храма памятником архитектуры и постановке на учет, дает следующее описание: "Храм представляет собой кирпичное неоштукатуренное здание с белокаменными деталями, состоит из разновременных и разностильных частей. Трёхчастная объемно-пространственная композиция церкви характерная для вотчинных и усадебных храмов. Сильно выступающая апсида имеет сложную конфигурацию. Храм типа "восьмерик на четверике" завершен световым восьмигранным барабаном с ажурной коронообразной главкой на белокаменном восьмигранном основании. Примыкающий к четверику выступ апсиды равен ему по объему. Прямоугольная трапезная вытянута по оси "север-юг", с запада примыкает колокольня. Колокольня трехярусная, причем нижний ярус квадратный, а два верхних имеют скошенные углы с колонками; завершает колокольню глухой граненый барабан с луковичной главкой. Наружное убранство храма решено в стиле петровского барокко, отличающегося скромностью и графичностью декоративных элементов. Простенки обработаны пилястрами - тосканского ордера в первом ярусе, и во втором ярусе - ионическими. Капители украшены растительным орнаментом. В венчающем фризе триглифы чередуются с розетками. Тимпан фронтона акцентирован круглым ложным окном. Восьмерик храма обработан по углам пилястрами, капители которых украшены розетками. Грани восьмирика расчленены окнами в прямоугольных рамках-наличниках, а по сторонам света сделаны ложные окна с полукруглым завершением. Антаблемент с гладким фризом имеет профилированный архитрав и карниз. Фасад апсиды решен, как продолжение фасада четверика нижнего яруса храма. Фасады северного придела решены в том же стиле, что и основной четверик. Архитектурное убранство колокольни выдержано в позднеклассических традициях. Внутреннее убранство храма типично для своего типа: переход от четверика к восьмиреку осуществляется при помощи ступенчатых ртомпов. Сомкнутый свод с отверстием, открывающемся в восьмигранный барабан. В юго-западном углу четверика лестница, ведущая на хоры. В целом храм хорошо сохранил первоначальную архитектуру и декор. Пристройки XIX в. также сохранились почти без изменений…".

Сейчас здесь в старом парке на высоком берегу пруда, старицы реки Мóча, строится женская обитель Покрова Богородицы с приютом для девочек-сирот, поэтому летом в церкви или на лугу перед входом нередко можно услышать репетиции девичьего хора.

В настоящее время имеет статус Патриаршего подворья. Построены жилой корпус, купель, ограда.

Первоначально обитель была создана на основе подворья московской церкви Адриана и Наталии, открытого в 1990-х гг. при Покровской церкви.

От водоема перед церковью начинается целый каскад прудов, в основном довольно больших и глубоких. К Юдановским прудам относят от 4 до 7 прудов. Но классически - это пять прудов: Лесной, Юдановский, Поповский (Церковный), Покровский и Ворсинский. Основой всех этих прудов является один ручей. Пруды пользуются (пользовались) популярностью у рыболовов. Там водятся (водились) караси, плотва, окунь, рыбаки излавливали килограммовых карпов (насчет часто упоминаемых килограммовых щук можно поспорить). На берегу много мест для пикников.

От усадьбы Стрешнева сейчас остались лишь фрагменты некогда богатого парка, до 70-х гг. XX в. еще можно было увидеть развалины флигеля.

Материал подготовил Рогачев С.О.

   

 

© РОО "Академия возрождения"