Родился 12
июля 1928 г. в бывшей казачьей станице – Кокчетаве
(Казахстан).
Мать, Елизавета Васильевна Шмурина -
дочь казачьего атамана. Отец, Григорий Иванович
Рогачев (1888 г.р.) – рабочий-железнодорожник, сын
священника, вынужден был уехать в известные времена
с малой родины (с.Малинки Рязанской области) в
г.Петропавловск и, тем не менее, был арестован в
1936 г. и осужден на 3 года ИТЛ по ст. 58-10 УК
РСФСР.
В декабре 1941 семья переехала в Киргизию.
Туда же, в г.Фрунзе был эвакуирован Московский Союз
художников. Юный Володя посещал студию
изобразительного искусства во Дворце пионеров,
которую вёл московский художник Н.И.Симон. По его
совету в 1943 году 15-летний парень уехал в интернат
в Самарканд, поступил в эвакуированное туда
Ленинградское художественное училище (СХШ). Это было
голодное время, когда свой хлебный паек Володя менял
на более калорийный киш-миш. По окончании блокады,
вместе со школой поехал в Ленинград, окончил её в
1946г., но по состоянию здоровья тогда же вынужден
был вернуться во Фрунзе.
В условиях послевоенной
разрухи стать востребованным в качестве художника
было нереально, поэтому Владимир поступил во Фрунзенский индустриальный техникум, окончил его в
1949 г.
В 1949 - 1950 гг. работал в проектном
институте в отделе дорожного строительства, выезжал
в горные экспедиции для топографических съемок.
В
1950 - 1953 гг. служил в армии на Дальнем Востоке.
В
1953 - 1955 гг. работал техником и прорабом в тресте
«Иртышуглестрой» (г.Экибастуз). Тогда же женился на
Александре Ефимовне Костиной, молодом
враче-рентгенологе, впоследствии - терапевте. Там
же, в сентябре 1955 г. родился сын Олег.
В начале
1956 г. с семьёй переехал во Фрунзе. Казалось, жизнь
пойдет по руслу, далекому от изобразительного
искусства, но однажды, в отпускной период, посетив
Ленинград, Владимир встретился с друзьями по
художественной школе, побывал у них в мастерских,
познакомился с работами, вспомнил прошлое и
загорелся желанием вернуться на дорогу, ведущую к
еще не угасшей мечте.
Возвратясь домой, Владимир оставил прежнюю работу и
поступил на 4-й курс Фрунзенского художественного
училища, которое окончил в 1957 г. Уже в училище
начал активно заниматься графикой, сотрудничать с
издательствами. Это привело его в дальнейшем в
Московский полиграфический институт, который он
закончил в 1963 году. В 1957 г. на Всесоюзном
фестивале в Москве награжден золотой медалью за
картину «Токтогул на этапе».
Начальный период его
творчества был связан, прежде всего, с книжной
иллюстрацией. Первые оформленные В.Рогачевым книги
выходили в издательствах Киргизии, начиная с 1957 г.
Иллюстрации к большинству из них были выполнены
черной акварелью в тональной манере. Иллюстрации к
детской повести Н.Филипповича «Шуруп и Иголочка»
были отмечены на книжной выставке в Москве. Это
придало молодому художнику уверенности в себе.
После
окончания института он полностью погрузился в работу
по оформлению книг, ставя перед собой уже новые
задачи: переход от повествовательного
иллюстрирования к осмыслению образов. Ученик Андрея
Дмитриевича Гончарова, он уже на практике освоил
технику черно-белой гравюры на линолеуме: живой,
выразительный, передающий движение штрих, а также
умение пользоваться силуэтом и контрастной
светотенью. Первая книга, оформленная Рогачевым с
учетом новых задач (Сборник рассказов М.Байджиева
«Каракурт»), была удостоена бронзовой медали ВДНХ
СССР.

После рождения в 1959 г.
дочери Ольги, встал вопрос о строительстве своего
жилья во Фрунзе. Пригодились навыки проектирования и
строительства и в 1961-1962 гг. был готов добротный
дом с номером 312 на ул.Киргизской (ныне ул.Орозбекова). Дом из самодельного самана,
оштукатуренный, с двойными оконными рамами и крышей,
крытой трансформаторной сталью, покрашенной в
зеленый цвет. Одноэтажный с 4 комнатами и
кухней-верандой, высокими потолками и полуподвалом,
где царствовал черный чугунный отопительный котел с
шильдиком Завода имени Грейфенбергериса.
Среди работ фрунзенского периода наиболее значительными
представляются иллюстрации к произведениям Чингиза
Айтматова. Психологический накал и лирическая
окраска повестей писателя вызвали ответный отклик в
душе художника. К каждой повести, включенной в
сборник, он выполняет по одной иллюстрации, выбирая
наиболее драматичные моменты повествования, стараясь
передать в одной сцене общий эмоциональный строй
текста.
Благодатный исходный материал вдохновил
художника на работу над образами писателя за рамками
книжного иллюстрирования. Он создал графическую
серию автолитографий по мотивам повести Чингиза
Айтматова «Материнское поле»: «Детство», «Радость»,
«Сочувствие», «Отчаяние», в каждом из которых
запечатлен определенный этап в жизни героинь
повестей, их душевное состояние.
Она принесла
художнику первый серьезный успех и определенную
известность, поскольку часто экспонировалась на
выставках и репродуцировалась в различных изданиях.
 |
 |
Автолитография
В.Г.Рогачева «Детство», 50*70 см (1966
г.), сделанная по мотивам повести
Ч.Айтматова «Материнское поле». В ранее
проиллюстрированном художником сборнике
повестей Ч.Айтматова использовалась
техника гравюры, и такой иллюстрации
там, разумеется, нет. |
В 2014 г. в Бишкеке (бывш.
г.Фрунзе) на стене дома по адресу проспект Чуй (бывш.
Ленинский пр-т), д.126 появилось граффити на тему
этого произведения, упорно называемого компиляторами
иллюстрацией. Адаптировано и выполнено «DOXA»
Art-group.
Подробнее:
https://24.kg/ |
Книги, оформленные Рогачевым в 60-е годы, не раз
получали дипломы на различных конкурсах. Среди
дипломированных изданий были «Млечный путь»
Ч.Айтматова, «Каракурт» М.Байджиева, «Цветные
карандаши» Я.Земляка, «Алымкан» Т.Касымбекова,
«Музыкальная грамота» Н.Давлесова, «Почему вода не
ломается?» К.Абдурахманова, учебник А.Петрова
«Азбука» и другие книги.
В 1964 году в Киргизии
вышел альбом к «Песням Токтогула», приуроченный к
столетию со дня рождения акына. В нем были собраны
эстампы, созданные наиболее известными и признанными
художниками Киргизии. В их число вошел и В.Рогачев.
Профессиональному росту художника способствовал
переход к оформлению книг для детей. Рисунки
получались конкретными, занимательными, согретыми
теплым юмором. В дальнейшем эта линия найдет
продолжение в многочисленных сериях рисунков для
детских диафильмов. Создание этих своеобразных
«комиксов», включающих в себя по пятьдесят отдельных
кадров-рисунков - труд достаточно тяжелый, не всегда
приносящий творческое удовлетворение самому
художнику. Лишь некоторые из них вспоминаются как
счастливые исключения: например, диафильм, сделанный
по рассказу Виктора Астафьева “Гуси в полынье”.
Многофигурные композиции к нему - это практически те
же иллюстрации, наподобие книжных. Оригиналы их
выполнены цветной акварелью.
Постепенно возникла
потребность создания самостоятельных станковых
тематических произведений с использованием различных
графических техник и материалов. Особенно привлекала
художника акварель, особенно техника работы «по
мокрому».
Летом 1971 г., когда маховик
«национального самосознания» в Киргизии уже был
запущен, семья переехала в подмосковное село
Вороново, заботясь о будущем детей.
 |
 |
Деревянный дом для
персонала больницы в с.Вороново, где
В.Г. Рогачев жил в 1971-1972 гг.
(фото Рогачев О.В., 1971 г.). |
Дом 10 в п.ЛМС, где
(в кв.13) В.Г. Рогачев жил в 1973-2016
гг. (фото Рогачев С.О., 2024 г.). |
На новом месте
художника ждало раздолье полей, лесные дали и та
особая задушевность и лиризм, которыми исполнен
простой и скромный, полный внутреннего очарования
пейзаж средней полосы России. Однако, после
солнечной Киргизии художнику пришлось не только
приспосабливаться к куда более скудной освещенности,
но также долго и мучительно налаживать новые
производственные и человеческие контакты. В этот
период избыток свободного времени позволил художнику
удивительно трогательно, свежо и с большой любовью
писать акварельные пейзажи Вороново. В них нет
южного буйства красок, но это и создает атмосферу
трепетности в таких листах как «Тишина», «Начало мая
в Вороново», «Утро в лесу», «Весна воды».
В течение
первых 10 лет на новом месте акварельные пейзажи,
диафильмы, эстампы и книги для детей, а также
творческие командировки были основным занятием
художника.
Открытие в 1975 г. Вороновской картинной
галереи помогло В.Рогачеву наладить новые творческие
контакты и влиться в общественно-культурную жизнь на
местном и районном уровне.
Несколько подаренных
художником работ должны находиться в фондах галереи:
Rogachev_Voronovo_gallery.pdf
С этих пор
установились продолжавшиеся всю жизнь товарищеские
отношения и взаимодействие с Романом Анатольевичем
Луговским, журналистом и писателем Алексеем
Андреевичем Агафоновым, фоторепортером и поклонником
изобразительного искусства Валентином Николаевичем
Комаровым. Именно Комаров сделал большинство
известных фотографий с работ художника, вошедших в
каталоги и «гуляющих» по сети.
Дарственная надпись
на форзаце книги А.Березина «галерея» (изд. 1979 г.)
Дорогому
Владимиру Григорьевичу
в память о совместной работе
по пропаганде советского искусства
на Вороновской
земле и посещении
Вороновской художественной галереи
в знаменательный день 7 ноября 1979 года!
от Романа Луговского
Постепенно из разряда «книжников»
художник перешел в станковисты, где ведущим из
жанров стал пейзаж. Акварель в руках художника
становится чутко настроенным инструментом, способным
выразить самые разнообразные оттенки впечатлений и
переживаний.
Богатый материал для станковых
пейзажных серий представляли многочисленные поездки
по стране. Одна из первых таких серий родилась из
впечатлений от поездки по Туве.
После переезда в
Вороново, художник в составе творческих групп СХ
СССР путешествовал с этюдником также по Крыму и
Киргизии, по берегам Волго-Балтийского канала и
Белого моря, по Уральским горам и Дальнему Востоку,
плавал по Онеге и Печоре, Енисею и Амуру. Собирал
натурный материал в поездках по Московской,
Владимирской, Смоленской областям. Многие из таких
работ были репродуцированы в виде тематических
подборок в комплекте из 16 открыток. Так были
созданы серии «По Туве», «Волгобалт», «По Белому
морю», «По Киргизии», «Смоленск», «По Уралу», «По
Хабаровскому краю».
В период с 1971 по 1996 г.
художник сотрудничал с книжными и журнальными
издательствами Москвы, Фрунзе, Калининграда, а также
с московской студией «Диафильм» (диафильмы
оцифрованные - СМОТРЕТЬ). В эти годы созданы
иллюстрации и оформление десяти книг для различных
возрастных категорий, а также 7 диафильмов. По
заказам Худфонда каждый год создавалось 5-6 эстампов
детской тематики (сказки), пейзажей и 6-7
произведений уникальной графики. Дымя болгарской
сигаретой, художник каждый день кропотливо работал
за низким письменным столом своего кабинета в
квартире пятиэтажки в поселке ЛМС.
В августе 1990 г. Вороновский сельсовет выделил В.Рогачеву землю в
деревне Ясенки для строительства там творческой
мастерской. Тогда это был заболоченный, поросший
ивняком заброшенный участок шириной 16 метров вдоль
ЛЭП, куда вся деревня почти 20 лет стаскивала всякий
хлам. Утомительная расчистка и раскорчевка, подъем
уровня земли, рытье дренажных канав до горизонта -
всё сделано своими и сына руками. Потом Павловская
1991 года реформа, за ней - неведомая народу
гиперинфляция имени Гайдара. В итоге, заработанных
за всю жизнь денег хватило лишь на возведение
цокольного этажа из бетонных блоков, забракованных
Обнинской АЭС. Остальное, во многом своими силами,
достраивалось долгих 5 лет, уже на заработки сына и
снохи. Нужно ли говорить о тогдашнем
катастрофическом дефиците стройматериалов? Почти
случайно, по бартеру достали кирпич на Кудиновском и
Черемушкинском кирпичных заводах. С остальными
материалами тоже было совсем не так, как сейчас.
В 1995 году
спроектированный Владимиром Григорьевичем компактный
домик со светлой 30-метровой мастерской в мансардном
этаже уже подсоединили к электроснабжению. Был
сооружен ранее отсутствовавший съезд с Варшавского
шоссе, а напротив дома, вдоль дороги посажена ивовая
аллея. Она и сегодня выполняет роль защиты от шума,
пыли и нередко вылетающих с шоссе в кювет
автомобилей.
Новые времена, когда
привычная система заказов и заботы о мастерах
культуры рухнула, результаты труда художников годами
оставались невостребованными, а сами они были
обобраны гиперинфляцией, так и остались для
Владимира Рогачева чуждыми. Шок, чувство обиды и
несправедливости сильно сказались на его здоровье.
Хотя именно в эти годы в мастерской художника были
созданы «не заказные» серии работ. В их числе
«Пушкиниана» из шести картин и семи листов, серия
«Верные сыны России» и многие другие. Именно тогда
он вновь стал писать маслом и темперой, ибо только
работы в этой технике можно было продать хоть за
какие-то деньги.
Как и многие творческие люди, он
ежедневно трудился как на будущее, так и на
настоящее (на своем огороде). Коллеги по цеху
отмечали его уникальное чувство цвета и
плодовитость. Никогда не состоявший в партии
В.Рогачев до конца дней оставался сторонником
социалистического общественного устройства и
справедливости, как воплощения библейских идей.
Восхищался церквями, как произведениями искусства,
не будучи прихожанином. Уважал людей, как теперь
говорят, из «реального сектора». Человек от земли,
сильный и выносливый, он не чурался любой работы.
Многие помнят его крепкое рукопожатие. В 80 лет ещё
лазил на крышу для её починки. Видя
несправедливость, часто был прямым и резким, как его
предки - казаки.
Указом Президента России № 669 от
11.06.2003 Рогачеву Владимиру Григорьевичу присвоено
почетное звание «Заслуженный художник Российской
Федерации».
За свою жизнь В.Рогачев участвовал
более, чем полусотне выставок самого разного ранга.
В XXI веке, при поддержке районной и вороновской
властей, коллег по цеху, состоялось несколько
больших персональных выставок в Подольском
выставочном зале (январь 2007 и 2011 гг.) и
Вороновской картинной галерее (июль 2008 и 2013
гг.). Для каждой из этих последних выставок художник
за свои деньги печатал каталог, чтобы подарить его
гостям и коллегам. Эти каталоги, как и несколько
графических работ, есть и в краеведческом музее
вороновской школы.
Подробнее: Выставки.pdf.
Телесюжет об открытии выставки 2007 г.: (ссылка на
видеофайл)
Художник не раз встречался с местными
школьниками, в т.ч. когда они писали о нем свои исследовательские работы (Gulko_Rogachev_2007.pdf)
Руководство Вороновского поселения всегда
приветствовало эти мероприятия, помогало
организационно и участвовало в церемониях открытия.
 |
 |
Глава Вороновского
поселения Малютин Ю.С. на юбилее
художника. 2003 г., д.Ясенки |
Глава Администрации
поселения Иванов Е.П. на открытии
выставки в Вороновской картинной
галерее. 2013 г., с.Вороново |
В
последние лет десять художник активно дарил десятки
своих лучших работ различным российским музеям и
галереям. Подробнее:
Работы в музеях.pdf.
Да и в
частных коллекциях москвичей, по дешевке или
задаром, осела добрая сотня его графических и
живописных работ.
Летом 2010 г. после нервного
разговора с одним из чиновников земельного ведомства
Подольска, у Владимира Григорьевича случился скачок
давления, в результате очень ослабло зрение. В
ноябре 2011 г. умерла жена. Потеря возможности
работать, что было главным смыслом жизни, вместе с
другими утратами, стали тяжким психологическим
грузом. В августе 2013 г. случился инфаркт,
потребовавший стентирования. Годом позже была
установка кардиостимулятора. В марте 2016 г.
Владимир Григорьевич оказался в Вороновской больнице
по поводу проблем с сердцем. Оттуда, уже с
воспалением легких был переправлен в ГКБ им.Буянова.
Вопреки прогнозам, пациент Рогачев в очередной раз
выкарабкался. Но 19 апреля 2016 г., вернувшись
практически с того света, но посчитав миссию
законченной, художник выключил внутренний тумблер
этой своей жизни.
В Спасском храме села Вороново его
отпевал протоиерей Георгий Хаджийский. Во исполнение
прижизненной просьбы, художника похоронили на старом
кладбище (рядом с колокольней).
Некоторые работы
В.Г.Рогачева можно посмотреть здесь:
Сказки.Часть
1.pdf
Сказки.Часть 2.pdf
Сказки.Часть 3.pdf
Сказки.Часть 4.pdf
Сказки.Часть 5.pdf
Пушкиниана.pdf
России
верные сыны.pdf
По Туве.pdf Волго-Балт.pdf
По
Киргизии Смоленск.pdf
По Белому морю.pdf
По
Уралу.pdf
По Хабаровскому краю.pdf |